Страховые споры по ОСАГО. Верховный суд РФ разъясняет, как правильно...

При наступлении страхового случая по ОСАГО граждане нередко вынуждены прибегать к помощи адвоката по страховым случаям, т.к. при прочтении Закона об ОСАГО остается  большое число невыясненных вопросов.

На настоящий момент ряд таких вопросов снято с принятием Пленумом Верховного Суда РФ 29 января 2015 года постановления №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Этот документ разъясняет судам, каким образом следует рассматривать дела по взысканию со страховых компаний сумм задолженности по страховым выплатам по ОСАГО.

Предлагаю ознакомиться с обзором основных положений документа.

1) к спорам подлежит применению Федеральный закон «О защите прав потребителей», в случае отсутствия норм регулирования в специальных законодательных актах, а также если страхование никаким образом не было связано с осуществлением взыскателем предпринимательской деятельности.

2) С 01 сентября 2014 года в обязательном порядке предусмотрен досудебный порядок регулирования спора. Если страховой  случай наступил до 01.09.2014 г. – досудебный порядок регулирования спора не применяется.

3) срок исковой давности по данной категории спора общий – 3 года.

4) условия договора страхования, противоречащие Закону об ОСАГО либо Правилам страхования и устанавливающие дополнительные основания для освобождения страховой организации от выплаты, являются ничтожными в силу п. 2 ст. 426 ГК РФ и п. 25 ст. 12 Закона об ОСАГО.

5) Договор об ОСАГО не распространяется на страховые случаи, произошедшие на территории иностранного государства.

6) неполное перечисление или неперечисление страховым брокером или страховым агентом суммы страховки страховой организации, а также незаконное использование страховых бланков не освобождает последнюю от страховых выплат.

7) Под использованием транспортного средства понимается не только физическое перемещение в пространстве, но и любое действие, связанное с таким перемещением (например, стоянка, буксировка и т.п.). Вместе с тем, эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве, использованием транспортного средства не является с точки зрения наступления страхового случая.

8)  Право на получение страховой выплаты имеет только собственник транспортного средства (т.е. ни арендатор, ни лицо, управляющее автомобилем по доверенности, прав на получение страховых выплат не имеют).

9) Права на компенсацию морального вреда, вреда жизни и здоровью, а также права потребителя не могут переуступаться.

10) Если при страховом случае имеет место быть обоюдная вина, подлежит выплате страховое возмещение в равных долях от размера понесенного каждым из водителей материального ущерба.

11) Возможно по выбору страховщика требовать от страховой компании не выплату страховой выплаты, а ремонт автомобиля (при условии, что автомобиль подлежит восстановлению).

12) При определении ущерба, подлежащего возмещению, учитываются не только стоимость восстановления (ремонта) автомобиля, но и все сопутствующие расходы, связанные с восстановлением (например, доставка автомобиля на эвакуаторе до места ремонта, доставка ремонтных материалов к месту ДТП и т.п.).

13) к реальному ущербу, подлежащему возмещению страховой компанией, относится и размер утраченной товарной стоимости автомобиля. Но лишь в том случае, если в качестве способа защиты права страхователь избрал ремонт автомобиля через компанию страховщика.

14) может быть возмещен вред, возникший опосредованно в результате ДТП (например, утрата или повреждение имущества потерпевшего в результате ДТП).

15) С 01 апреля 2015 года размер страховой суммы при причинении вреда жизни и здоровью составит 500 000 рублей.

16) В случае невозможности восстановления автомобиля размер ущерба, подлежащего компенсации по ОСАГО, определяется исходя из действительной стоимости автомобиля за вычетом стоимости остатков автомобиля, которые могут быть проданы, с учетом износа.

17) Предельный размер износа на детали и комплектующие автомобиля при расчете суммы страховой выплаты ни при каких обстоятельствах не может превышать 80%.

18) Если сумма восстановительного ремонта, осуществляемая станцией технического обслуживания страховщика, окажется выше, чем сумма ОСАГО, владелец транспортного средства обязан оплатить станции технического обслуживания разницу в цене. Однако размер доплаты подлежит определению с учетом стоимости деталей, подлежащих замене или восстановлению с учетом износа.

19) Обязательства страховщика считаются исполненными при ремонте станцией технического обслуживания страховщика с момента получения страхователем автомобиля. За нарушение сроков ремонта несет ответственность страховщик.

20) упрощенный порядок оформления ДТП возможен в случае, если хотя бы у одного участника ДТП оформлен страховой полис, начиная с 01 августа 2014 года и действует до 30 сентября 2019 года включительно. Размер ущерба, как мы знаем, не должен превышать 25 000 рублей.

21) Прямые страховые выплаты не производятся в случае, если в ДТП участвовало более двух автомобилей, а также в случае, если у одного из участников ДТП отсутствует страхование ответственности.

22) страховая организация вправе отказать в выплате страхового возмещения при оформлении страхового случая участниками ДТП без сотрудников полиции при условии, что представленные страхователем документы не позволяют определить размер причиненного ущерба автомобилю, а также установить наличие страхового случая;

23) в случае, если страхователь не предоставил поврежденное в результате ДТП имущество/автомобиль на экспертизу страховщику, страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения только в случае уклонения потерпевшего от участия в указанной экспертизе;

24) потерпевший вправе заключить со страховщиком соглашение об урегулировании страхового случая без проведения технической экспертизы, где будет определен согласованный сторонами размер страховых выплат и сроки выплат. В этом случае потерпевший не вправе будет требовать от страховщика проведения дополнительных страховых выплат, выходящих за рамки указанного соглашения.

25) прицепы к автомобилю не подлежат самостоятельному обязательному страхованию.

26) финансовая санкция определяется в размере 0,05% от предельной суммы выплаты, установленной для каждого потерпевшего, за каждый день просрочки; неустойка определяется в размере 1% от невыплаченной суммы за каждый день просрочки; штраф определяется в размере 50% от разницы между суммой, подлежащей возмещению страховщиком на основании решения суда и суммой, выплаченной страховщиком в добровольном порядке.

27) потерпевший вправе предъявлять к страховщику требование не только о выплате страхового возмещения, но и требование об уплате неустойки, финансовой санкции, штрафа и компенсации морального вреда.

28) неустойка и финансовая санкция могут быть взысканы одновременно, если страховщик нарушил срок направления отказа потерпевшему о страховой выплате и не произвел страховую выплату.

25.02.2015, среда